Во Францию, законодательницу средневековых мод, вышивка крестом пришла из Малой Азии, из греческих колоний, с которыми у королевского двора была хорошо налажена торговля.


Карл Великий в 8 веке, как любитель роскошных расшитых одежд, всячески способствовал развитию рукоделия. Прекрасно вышивала его жена Берта, дочери и сестры.


В основном это была церковная вышивка бисером и крестом, и библейские сюжеты у знатных особ получались не хуже, чем наборы по фотографиям и картинкам на заказ, причем без всяких электронных схем.


На юге Франции Гизелла, сестра Карла Великого, основала несколько монастырей, где монахинь и послушниц обучали рукоделию.


Как развивалась вышивка крестом в средневековой Европе?


Вышивка бисером и крестом, сделанная руками королевы или принцессы – ценный экспонат для любого музея. В разных местах Европы хранятся работы жен Вильгельма Завоевателя Матильды и Эдуарда Исповедника Эджиды 11 века, дочерей Альфреда Великого 10 века.


Вышивка крестом и бисером


В те времена мужчины уходили в крестовые походы, а женам ничего не оставалось, как коротать время с ниткой и иголкой в руках. Жена венгерского короля Стефана организовала швейные мастерские, в которых был изобретен венгерский шов, впоследствии превратившийся во флорентийскую вышивку, когда одна из принцесс вышла замуж за итальянского герцога.


Итальянские города-республики активно торговали с Востоком и привозили оттуда разные секреты рукоделия, которые быстро перенимали местные вышивальщицы. Появились особые венецианские, генуэзские, лукские и миланские вышивки.


При дворе Медичи активно развивались все искусства, в том числе и вышивка бисером и крестом, и знаменитые художники делали для них эскизы, как сейчас дизайнеры делают электронные схемы, чтобы укомплектовать наборы по фотографиям и картинкам на заказ.


Вышивки начала первого тысячелетия, в основном церковные, сохранились и в Испании. В позднем средневековье своими рукодельными наклонностями прославились Екатерина Медичи, ее дочери, Мария Стюарт, Мария-Антуанетта.


В те времена главные сложности были в передаче узоров. Рукодельницам приходилось копировать их самостоятельно, а ведь вышивка крестом требует подробной схемы. Первый сборник узоров издал Петр Квинти в 1527 году в Кельне.


Создателей узоров вдохновляла природа, и именно для этого были созданы сады с богатыми коллекциями цветущих заморских растений. Потом эти сады превратились в ботанические.